Основными товарными сегментами детских товаров являются игрушки, одежда, обувь, товары для новорожденных, детское питание. По данным АПИДТ, в среднем доля товаров российского производства в разных категориях составляет 22-25%. По данным продаж в сетевых магазинах детских товаров, средний чек покупателя там составляет от 1 до 3 тыс. руб. - это достаточно большие суммы.
"Стабильное повышение зарплаты родителей приводит к росту затрат на детские товары: и на одежду/обувь, и на игрушки, и на товары для обустройства детского пространства дома, - отмечает консультант отдела исследований сферы бизнес-услуг GfK Rus Татьяна Легер. - Активно развивается сегмент детской мебели: сегодня на рынке широко представлены кровати, гардеробы, столы и другая мебель, разработанная специально для детей. Естественно, что она отличается не только размерами, но и дизайном, и качеством, и повышенным уровнем безопасности в использовании. Продиктовано это тем, что конечный потребитель этого товара не взрослый человек, а ребенок. Производители изучают потребности детей и выпускают товары, адаптированные под возраст, пол и сферу интересов ребенка. Фактически сейчас, если не учитывать цену, то для любого ребенка можно найти на рынке то, что соответствовало бы его внутренним потребностям и было бы ему впору".
Активно развивается рынок детского питания. По прогнозам, в 2013 году он вырастет на 12,2%, до 2137 млн евро. В прошлом году рост составил 19,2%. "Это обусловлено не столько ценами, сколько ростом потребления и рождаемости, - отмечает директор по маркетингу компании Nutricia Россия Юлия Пикалова. - Наиболее быстрорастущие категории как в натуральном, так и в денежном выражении - детские молочные продукты, соки и смеси".
Эксперты отмечают, что развитию рынка детских товаров способствует положительная демографическая ситуация. "В данном случае речь идет не о приросте потребления товаров на одного человека, а о приросте населения. Например, объем покупок подгузников за последний год увеличился на 4-5%. Потребление детского питания увеличилось благодаря росту культуры потребления, - отметила руководитель группы по работе с розничными сетями Nielsen Валерия Пупынина. - Также увеличилось количество производителей детского питания. Растет количество гипермаркетов, которые предлагают широкий ассортимент товаров. Активная экспансия, доступные цены - все это способствует развитию и росту потребления товаров, в том числе детских. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках активнее развиваются те сети, которые представлены в гипермаркетах и супермаркетах с широким ассортиментом, т.к. сейчас российский потребитель предпочитает покупать все необходимые продукты в одном месте. Для него доступность товаров разных марок и качество обслуживания важнее, чем цена. Например, у москвичей этот фактор на первом месте. И подобные супермаркеты, кстати, развиваются на 20% быстрее".
Один из трендов последнего времени, который не миновал рынок товаров для детей, - развитие онлайн-торговли. У половины сетевых магазинов детских товаров уже есть свой сайт, а большая часть остальных в ближайшее время планирует его создание. "Тенденция вовлечения покупателей в онлайн-торговлю особенно касается рынка мягких и развивающих игрушек, покупку которых каждый второй житель городов-миллионников России делает в этом торговом канале. Среди товаров для обустройства детского пространства в доме по частоте покупки онлайн лидирует постельное белье. В течение последнего года эту категорию детских товаров покупала через Интернет каждая вторая семья с ребенком до 16 лет, - рассказала Татьяна Легер. - Говоря о товарах для самых маленьких, следует иметь в виду, что каждый третий родитель ребенка до трех лет покупал в течение последнего года пеленальный столик или высокий детский стульчик для кормления малыша не в традиционном магазине, а онлайн. Это закономерно, потому что родители как новорожденных, так и детей чуть-чуть постарше испытывают катастрофический дефицит времени. Интернет позволяет им не только найти информацию о различных вариациях этих товаров, сравнить их, выбрать подходящий им товар, но и не тратить время на походы в магазины".
Эксперты отмечают, что основные достоинства онлайн-магазинов для покупателей детских товаров - удобство при сборе информации, поиске товара, экономия времени и денег. "Мамы маленьких детей обсуждают товары и магазины, где их можно купить, на форумах и в соцсетях. Это становится не только способом собрать дополнительную информацию о детских товарах "из первых уст", от тех, кто их уже купил и использует, но и вариантом общения с другими людьми. Что крайне важно для мамы, проводящей целые дни со своим малышом и испытывающей "информационный голод", - добавила Татьяна Легер.
Интерес родителей к покупкам через Интернет заметили и организаторы выставки. В рамках деловой программы "Мир детства-2013" пройдет практическая конференция "День интернет-рекламы: максимум продаж из Интернета". Участники конференции узнают о том, как создать и реализовать успешный интернет-проект, познакомятся со всеми основными аспектами продвижения бизнеса в Сети, а также получат ценные советы от специалистов в области электронной коммерции.